Философия и история йоги

Основной идеей Йоги Айенгара является уделение внимания правильному положению тела таким образом, чтобы оно гармонично развивалось и становилось анатомически безупречным. При внимательном и осознанном выполнении учеником всех упражнений угроза возникновения травмы становится минимальной. Учитывая то, что двух абсолютно одинаковых тел не существует, и у каждого человека есть свои проблемы и слабости, в йоге Айенгара используется ряд специальных приспособлений, которые помогают ученикам правильно сделать асану, учитывая собственные способности.
Метод известного Айенгара получил свое признание за внимательное и точное описание деталей и предполагает изучение прана-ямы (контроль дыхания) и асаны (поз). За счет сосредоточенности на правильном расположении тела и конечностей, костей и мышц, мозг человека работает намного лучше и быстрее. Вследствие этого возникает состояние, которое называется «медитация в движении». Многие люди, занимающиеся йогой, стараются всеми силами достичь этого состояния, когда они смогут получить полный физический контроль над своим телом, появится ясность ума и наивысшее умиротворение. Главный элемент в йоге Айенгара - это последовательность поз. Благодаря асанам, идущим одна за другой в правильном порядке, достигается кумулятивный эффект. Таким образом снижается риск получения травм и неверного выполнения упражнений. Йогу Айенгара можно использовать также и для лечебных целей.
Существует много различных направлений йоги, и одним из них является йога Айенгара.
Основоположником этой древней дисциплины стал Б.К.С. Айенгар, который считается одним из наиболее уважаемых в мире мастеров по йоге. В детстве он часто болел и в 16 лет, с помощью мужа сестры, мастера из Майсура Шри Т. Кришнамашариа, начал заниматься йогой. Основной целью занятий тогда было восстановление своих сил и здоровья.
В 1936 году мастер отправил его преподавать в Пуну. Айенгара отличался своей точностью и совершенством при выполнении упражнений, что не могло не отразиться на его преподавании.
Количество его учеников постепенно увеличивалось. Айенгара стал уважаемым и довольно известным преподавателем йоги.
Иегуди Менухином становится ему занком в 1952 году. После этой встречи о йоге и Айенгаре стало известно на Западе. Менухин увлеченно выполнял упражнения и пригласил мастера Айенгара в Англию для продолжения уроков. На эти занятия приходило много людей, после чего Айенгара был вновь приглашен для ведения занятий и на следующий год.
По возвращении в Пуну Айенгар захотел сделать занятия для большой массы людей, но в его помещениях не было достаточно места для всех желающих. В 1975 году мастер открывает Мемориальный институт йоги имени Рамамани Айенгар. Мастер йоги назвал заведение в память о жене, которая умерла незадолго до осуществления его мечты.
Ученики с разных уголков мира съезжались в Пуну и месяц занимались йогой под четким руководством дочери Айенгара Гиты и его сына Прашанта. В это время Айенгар лишь контролировал процесс обучения. Айенгару уже за восемьдесят, но исполняя некоторые асаны, он вдохновляет многих учеников. Много институтов йоги Айенгара есть во всем мире: России, Европе, Канаде, Америке, Новой Зеландии, Японии, Австралии, Израиле, Южной Африке. Его институты есть и в Дели, Райшикеше, Бангалоре, Бомбее и в Мадрасе. В 1966 году вышла в свет книга Айенгара под названием «Прояснение йоги». Многие считают ее библией йоги и она была неоднократно переведена на многие языки. Айенгару издал также книги «Прояснение сутр йоги Патанджали», «Прояснение пранаямы», «Древо йоги» и «Искусство йоги».
Многие мастера и йоги, которые ушли от нас или живут сейчас, пользуются восхищением и уважением. Благодаря своей увлеченности и тяжелому труду Б.К.С. Айенгар сделал это направление популярным.